О компании
Цитата дня
"Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. И каждый не одну играет роль. " Уильям Шекспир
Пандемия, как акселератор
04.05.2020

Пандемия, как акселератор

Пандемия, как акселератор дистанционного обучения

Компания «Театр делового общения» активно включилась в онлайн обучение, не столько по собственной воле, сколько по велению нового  диктатора Codid-19.

Before After.jpg

Мы стали проводить удаленное обучение в двух форматах – сессиях по 1.5  и по 3 астрономических часа. Такой тайминг обусловлен, с одной стороны, возможностями участников и, с другой стороны, оптимальной эффективностью онлайн обучения.

В этой заметке мы предлагаем небольшой обзор инструментария онлайн обучения и делимся собственными выводами о специфике такого обучения.

До 2020 года дистанционное обучение развивалось естественным рыночным образом по трем основным направлениям:

·      Лекции

·      Вебинары

·      Интерактивные семинары

Лекции отличаются невысокой стоимостью (или бесплатно) и представляют из себя информацию, подобранную из открытых источников, или специально созданные курсы по определенным направлениям. Примером могут служить курсы Level One широкой (но неглубокой) тематики - от моды и искусства до истории и музыки. Обратная связь в лекциях ограничивается, как правило, финальными опросниками, часто медийными (графика или звук).

Вебинары отличаются от лекций большей живостью - даже если смотреть запись, создается эффект присутствия “здесь и сейчас”. Обратная связь возможна через чат, который иногда жестко модерируется администратором. В соц. сетях реклама вебинаров широко представлена. Часто вебинары проводятся бесплатно и имеют целью привлечение внимания аудитории к коммерческим проектам спикеров или обучающих проектов.


Интерактивные семинары проводятся с использованием специальных инструментов, самым простым и популярным из которых является Zoom и дополнительные онлайн инструменты (Google Forms, Google Sheets, Miro, Trello, Padlet,  Prezi, Google Class + Google Meet). Интерактивные семинары требуют от участников владения онлайн-инструментами, предполагают работу с ноутбука или стационарного компьютера, а от организатора требуют слаженной работы команды: второго спикера, тех. специалиста, модератора…

Google forms.jpg 

Google Forms помогает проводить опросы, собрать адреса электронной почты участников для последующей рассылки материалов. Помимо простых вопросов можно создавать также сложные шкалы и сетки, добавлять видеоролики и фотографии.

Google sheets.jpg

Google Sheets – это электронные онлайн таблицы, над созданием и редактированием которых участники могут работать совместно по приглашению организатора.

Miro.jpg

Miro – это виртуальная модерационная доска, позволяющая участникам создавать карточки разных форматов с комментариями и размещать их на нескольких досках. В Miro можно размещать документы, картинки, видео с Youtube. Этот инструмент довольно демократичный с точки зрения прав участников, поэтому  требует дисциплины и чёткой организации работ.

Trello.jpg

Trello – это тоже виртуальная доска, но структурированная в виде столбцов- списков. Каждый элемент списка – визуально выглядит, как отдельная карточка, в которую также можно помещать элементы медиа. Самая простая аналогия – столбцы «To-do», «In Progress» и «Done», используемые, например, в Agile разработках.

Padlett.jpg

Padlet – это сайт-доска, которая позволяет участникам общаться между собой с помощью текстовых сообщений, фотографий и ссылок. Каждое место для общения называется “стена”.  Padlet хорошо подходит для выполнения творческих командных упражнений, например «Создадим графический образ нашей компании».

prezi.jpg

Prezi - это веб-сервис для создания презентаций, имеющий множество разнообразных шаблонов, инфографических объектов и других полезных инструментов. Prezi - более современный инструмент, чем традиционные программы для верстки презентаций.

Class.jpg

Google Class - специально разработан для преподавателей, он позволяет публиковать и оценивать задания, организовывать совместную работу и взаимодействие участников. С помощью Классов можно создавать курсы, раздавать задания и комментировать работы участников в одном сервисе.  Класс интегрирован с другими инструментами Google, такими как Документы и Диск.

Hangouts-Meet_00.jpg

Google Meet, ранее известная как Hangouts Meet, это сервис для организации видеоконференций . По сути, это версия Zoom от Google.


Как правило,  перечисленные инструменты бесплатны в базовых пакетах, а  для расширенного функционала необходимо приобретать платные версии.

 

В 2020 году, с введением самоизоляции, мы стали наблюдать быстрый, порой  истерический, переход от оффлайн к онлайн обучению. Зачастую такой переход осуществлялся компаниями под давлением внешних сил или руководства. Главной целью быстрой цифровой трансформации обучения в некоторых случаях была необходимость поставить галочку - доложить, отчитаться о внедрении.  Давление обстоятельств - это реальность, но, как и при в любом процессе изменений главное - не выплеснуть вместе с водой и ребёнка. Не девальвировать, не обесценить сам процесс обучения.

 

Самое простое и быстрое решение - просто переделать обычные очные тренинги в онлайн формат, используя Zoom, трансляцию экрана в Zoom и слайды, скажем из Power Point. При таком подходе можно провести, например, вводный инструктаж по технике безопасности (чисто формально).  Но велик риск, что через 15 минут после начала такого тренинга участники просто уйдут, а тренер этого может и не заметить. Для глубокого вовлечения участников можно использовать простые

 

Технические приёмы:

Ø   Участники используют ноутбук или стационарный компьютер

Ø   Камера ВСЕГДА включена

Ø Микрофоны участников отключены, их включает во время выступлений тех. специалист и сами участники

Ø   Посторонние гаджеты СТРОГО отключены

Ø   О возникающих проблемах с трансляцией участники извещают в чате

 

И методические приемы:

Ø Включать в содержание злободневные кейсы (например, на тренинге по маркетингу для нефтяников, когда стоимость WTI стала отрицательной, мы прогнозировали цены на нефть методом Делфи и разрабатывали способы работы АЗК в ныне растущих сегментах рынка)

Ø  Не стоит использовать длинные теоретические выкладки - лучше заменить их вопросами, взаимодействием участников между собой и практическими упражнениями.

Ø  Задействовать живой опрос всех участников по очереди (помимо инструментов Google)

Ø  Использовать видеокейсы с последующей оценкой участниками просмотренных отрывков (когда заранее известно, что видео придётся оценивать, фокус внимания усиливается)

 

Перед созданием или использованием того или иного инструмента, задаваться двумя вопросами :

-       этот инструмент добавляет интерактива?

-       насколько он прост в использовании?

 

И самый главный вывод: обучение всегда должно быть интерактивным! (правило 80/20 - 80% времени участники должны активно работать). Вывод не новый, но весьма актуальный в сегодняшних условиях.