Социальный адаптолог - кто это?
В последние годы в сфере консалтинга появляется много новых направлений, названия которых понимаются и трактуются по-разному. Часто новые термины используются в сугубо маркетинговых целях. Возможно потому, что иностранные слова лучше «продаются» на рынке кадрового консалтинга. Сравните, например: преподаватель, педагог, наставник и ментор, коуч, трекер. На первый взгляд, Социальный адаптолог из той же серии! Да, с одной стороны, хочется дистанцироваться от заезженных понятий и шаблонов. Но, давайте разберемся в самой идее, которую выражает это словосочетание.
- Термин Социальный адаптолог не имеет целью заменить собой набившие оскомину названия чем-то новым, ярким, броским, непонятным и поэтому интересным.
- Социальный адаптолог не ставит целью абстрактнй «личностный рост» или совершенствование навыков.
- Социальный адаптолог сосредотачивается на достижении своим партнером конкретной цели. Миссия социального адаптолога – помочь другому человеку добиваться результатов с учетом интересов и мотивов окружающей общественной среды.
Содержание и основные особенности профессии:
- Любой деловой (и не очень) человек не находится в вакууме, а живет в социуме. Каждый индивид реализует свои задачи и потребности через взаимодействие с другими людьми. Адаптация человека под конкретную ситуацию, под социум с учетом своих возможностей – это и есть то, что делает Социальный адаптолог. Учитывая, что окружение чаще всего, меняется со временем, то речь идет о динамической адаптации.
- Какие методы использует социальный адаптолог? Вспомним, что ключевыми навыками хорошего коуча-психолога является умение эмпатически слушать клиента и задавать ему правильные вопросы. Путем собственных размышлений клиент сам находит решение и берет на себя ответственность за реализацию этого решения. Главный лозунг профессионального коуча – не давать советы. Социальный адаптолог может использовать упомянутые техники, но ими одними не ограничивается. Он может использовать самый широкий спектр инструментов, в том числе, давать советы. В его арсенале и коучинговые методы, и менторские техники, и классическое наставничество, и тренинговые инструменты, и элементы психотерапии. Простая аналогия – Вы едете в другую страну. Вам требуется адаптация к культуре и традициям этой страны. Вас может сопровождать гид, который является своего рода адаптологом. Гид расскажет Вам о достопримечательностях и локациях, которые рекомендуется посетить. Правилах протокола, если Вы собираетесь на прием. О дресс-коде, принятом на тех или иных мероприятиях. Вместе с тем гид может категорически не рекомендовать (запретить) к посещению отдельные районы или кварталы, сомнительные заведения и т.д. То есть, опытный гид, в зависимости от обстоятельств, может использовать и коучинговый подход (Элементы какого архитектурного стиля Вы хотели бы посмотреть в первую очередь? Какую кухню предпочитаете?) и директивный стиль (Прошу соблюдать сегодня вечером дресс-код formal. В Гарлем не ходите… и т.д.). Похожая ситуация наблюдается и в компаниях и организациях, международных и локальных. Особенно востребована адаптация в крупных корпорациях, которые занимаются развитием бизнеса в разных отраслях (с дифференцированным портфелем активов). Действительно, понаблюдаем за финансовым и ИТ-департаментом крупной компании. Представители каждой из этих двух структур говорят на специфическом языке, не до конца понятном другим сотрудникам. Используют специальные термины. И, как следствие, не понимают друг друга и зачастую не ладят. Дресс-код в разных подразделениях компании также может кардинально отличаться: у одних это футболка и худи, а у других – офисный костюм и галстук. (Так, на одной из крупных конференций представитель IT заявил с трибуны: «Я никогда не видел столько людей в галстуках, для меня это просто трэш какой-то»). Правила взаимодействия в разных дивизионах одной корпорации также могут значительно отличаться: в традиционном бизнесе это иерархия и строгое соблюдение субординации. В инновационных структурах – эгалитарность и обращение на «ты». Окружающее сотрудников пространство также может разительно различаться: у одних – традиционная кабинетная система, у других – так называемый open space. Все эти причины часто приводят к разногласиям, спорам, коллизиям, которые быстро перестают в обиды, конфликты, стычки. Для разрешения такого рода конфликтов и их профилактики будет полезен социальный адаптолог. Эксперт, обладающий как авторитетом, так и дипломатическими навыками.
- Социальный адаптолог может быть выбран или назначен как из самой компании, так и извне. Представитель компании может глубоко знать бизнес-процессы и историю взаимодействия конфликтующих подразделений, но ему трудно оставаться объективным. Действительно, рефери из менеджмента компании должен быть признанным авторитетом и иметь высокий статус, иначе ему могут объявить «итальянскую забастовку» и проигнорировать все шаги по деэскалации конфликта. Следовательно, если социальный адаптолог изыскивается из числа сотрудников компании, то он должен быть высшим-руководителем из первой линейки. Но такой руководитель, как правило, сам тесно вовлечен во все околополитические игры и, вероятно, сам станет педалировать собственные интересы. Кроме того, у руководителя высшего уровня часто наблюдается перманентный цейтнот – ему попросту некогда терпеливо заниматься адаптацией. Стороннему специалисту гораздо проще вести себя объективно по отношению к участникам конфликта, ведь его интерес сводится только к получению нового контракта после успешного завершения предыдущего. Сторонний адаптолог может иметь сильное влияние просто потому, что, как и хороший адвокат, имеет авторитетный послужной список.
- Почему социальный адаптолог – это профессия будущего? Мы переживаем самое начало очередной технологической революции, двигателями которой стали технологические предприниматели и венчурные инвесторы. В последнее время в инвестирование активно включаются крупные корпорации, холдинги, основным активом которых является традиционный бизнес. Социальный адаптолог выступает в роли коммуникационного и управленческого буфера между традиционным менеджментом и представителями новых направлений, среди которых Финтех, МедТех, IT и другие[1].
- Социальный адаптолог учитывает не только социальную среду, в которой оказывается наш пациент, но и его собственные характеристики. Такие, как основной мотив, личностный и творческий потенциал, психотип, харизму, способность и готовность меняться. Со своей стороны, специалист или руководитель, который действительно хочет адаптироваться к изменившейся среде, должен проделать оправленную работу, совершить под руководством адаптолога определенные шаги в новой среде. Изменить паттерны поведения.
- Любой человек о чем-то мечтает, ставит цели, пытается чего-то достичь. Однако часто попадает в социальное окружение, которое совсем не обязательно его взгляды и намерения разделяет. И тут слова часто расходятся с делом… Ведь слова — это цели, а дело — это действия для достижения целей. На эти действия сильно влияет социальное окружение. А человек часто отделяет себя от общей картины. Есть я, (умный, понимающий, целеустремленный и т.п.) но вот что-то окружающий мир не спешит меня услышать, оценить и следовать за мной… Когда такое происходит, на помощь и приходит социальный адаптолог, который помогает увидеть собственное отражение в социальном зеркале и подсказывает, что важно увидеть в этом «зеркале», что (и как) можно изменить, чтобы социальная среда откликнулась наилучшим образом.
- Основная «фишка» социального адаптолога состоит в том, что он рассматривает общественное окружение клиента не в целом, а в частностях и деталях. Акцент в работе социального адаптолога, в отличии от работы других специалистов, смещается с общих характеристик (атмосферы, корпоративной культуры, традиций, правил и установок) на частности (отдельные персонажи, населяющие эту среду). Ведь наш клиент добивается своих результатов во взаимодействии с совершенно конкретными людьми. В совершенно конкретной обстановке и в определенное время. При этом он сам играет роль, моделирующую эту реальность.
[1] С термином Tech связаны многие инновационные направления. Во только некоторые из них:
ФинТех: Криптовалюты, цифровой консалтинг, цифровые кредитование и платежи.
МедТех: Хирургические роботы, электронные системы сбора мед. данных, цифровые трекеры здоровья.
ЭхТех: Обучающие игры и хакатоны, онлайн-курсы и симуляторы, цифровые инструменты для обучения.
РегТех: Регулирование, проверка на мошенничество, отслеживание трансакций, контроль данных
АгриТех: Гидропоника, автоматизированное орошение, БПЛА-сканирование, цифровая логистика
РеалТех: инновации в сфере недвижимости, цифровое проектирование, умные дома, цифровая аренда…
ЛегалТех: технологии для юриспруденции, проверка документов с помощью ИИ, чат-боты, онлайн-сервисы.
И именно эти нюансы часто ускользают от внимания классических консультантов и коучей. Именно поэтому невозможно научиться влиянию по книгам, общим советам и инструкциям. Это как «самоучитель по балету». Интересно, но непрактично. Если взаимодействие людей представить, как мизансцену, то каждый ее участник – соавтор сценария мизансцены, от которого зависит развитие событий.
Вспомним идею Чарльза Дарвина: выживает не самый сильный из видов, и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям.