Развитие инновационного мышления
На всесезонном горнолыжном курорте «Свияжские холмы», в часе езды от Казани, состоялся наш новый семинар с амбициозным названием «Развитие глубинной инновационности руководителя».
Мы впервые проводим мероприятие для ТАГРАС- холдинга, нефтесервисной группы республики Татарстан. Предприятия холдинга занимаются геологоразведкой, бурением, ремонтом скважин, кап. ремонтом и строительством, транспортом и информационными технологиями.
Курорт «Свияжские холмы» подходит не только для горнолыжников, но и прекрасно приспособлен для проведения корпоративных мероприятий, в чем мы с удовольствием убедились. Особенно удобной является возможность аренды зала «под ключ».
Основной задачей нашей выездной сессии было имплементация нового инструментария для руководителей. Инструментария, который помог бы им развивать личную креативность, позволил бы стать более эффективными и успешно справляться с новыми вызовами.
Развитие инновационных подходов требует и новаторского подхода в организации учебного процесса. И речь идет не только о способности преподавателей инициировать диалог, вовлечь участников в решение бизнес-кейсов.
В анализе решаемых задач мы решили использовать инструменты из области нейрофизиологии. Эта идея требует пояснения.
Многие компании функционируют в трех направлениях: Run (обычная операционная деятельность), Change (внедрение изменений, оптимизация производственных процессов) и Disrupt («разрушение» привычного уклада, коренное изменение процессов деятельности, внедрение совершенно новых, прорывных направлений). В классических нефтесервисных компаниях Disrupt был, скорее, абстракцией, далекой от реальности теорией. Однако теперь, в эпоху тотальной цифровизации и наступающих со всех сторон стартапов, у традиционного бизнеса возникает активный запрос на Disrupt в мышлении руководителей, побудить их искать новые возможности в бизнесе, мыслить упреждающе.
Поэтому возникла идея на примере бизнес-кейсов показать участникам, как работают три сети головного мозга: дефолт-система, сеть выявления значимости и центральная исполнительская сеть. Людям легче действовать по привычным алгоритмам, «не дай нам жить в эпоху перемен». При этом мы декларируем: надо меняться и делать это быстро! По факту декларировать изменения готовы все, а реализовывать их – мало кто. Почему так происходит, объясняет нейрофизиологическая модель, три режима работы мозга: принятие решений, фокусировка на сути, на поиске важных деталей.
Распространенная проблема заключается в том, что мы не можем долго держать внимание на значимых вещах. Пока мы голодны, мозг занят поиском пищи, но, когда мы насытились, доминанта меняется. Фокусировка на тех вещах, которые не жизненно необходимы – большая проблема. Умение идти к решению кейса, постоянно отталкиваясь от цели, играет первостепенную роль для успеха. Умение считать цифры тоже необходимо, но этот навык - функция центральной исполнительской цели - второстепенен.
Определяющей темой семинара была работа сети выявления значимости. Это режим, который определяет, на чем мы концентрируемся и чем на самом деле мы будем заниматься: как забить гол, как написать поэму, какие отобрать данные и так далее. Например, решение кейса по работе с данными задействует сеть выявления значимости. То, насколько верно мы отделим первостепенные и вторичные данные, определяет, насколько быстро мы получим верное решение. Сеть выявления значимости (сосредоточение) определяет, насколько эффективно мы отделяем важные данные от неважных. В работе преподавателя, методолога, нужно учитывать – важным для участников является не то, что им говорят – «это важно», а то, что важным считает их мозг, исходящий из трех основных мотивов: как выжить, как понравиться другим и как показать, кто здесь главный. Иногда участники не находят верного решения кейса (на семинаре или в своей сфере деятельности), потому что ими движет иерархический мотив: я покажу им, кто здесь самый умный/влиятельный/главный и т.д. Мозг решает, что надо показать себя, создать впечатление, но мозг же не дает нам в этом признаться, даже самому себе.
Инновационность мышления заключается не только и не столько в генерации нестандартных идей. Инновационность заключается в осознании того, как мы мыслим, какие мотивы являются ведущими и как нам переключать ход работы головного мозга.
Креативные идеи не появляются ниоткуда, вначале нужно загрузить «базу данных» родственными идеями и подождать, пока дефолт-система их «сварит».
И в заключение хочется поблагодарить ТАГРАС-холдинг за радушный прием и организацию мероприятия на самом высоком уровне!