Лидеры бизнеса – кто они?
Крупная американская компания объявила конкурс среди телезрителей, обещая первую премию в 1000 долларов тому, кто решит следующую проблему:
«Воздушный шар, на котором летели трое пассажиров - видный генерал, голливудская звезда и ученый-атомщик, попал в шторм, и его понесло к земле. Для облегчения воздушного шара необходимо было пожертвовать одним из пассажиров. Кого бы вы предложили выбросить за борт и почему?»
Первая премия была присуждена десятилетней девочке, которая прислала такой ответ «Надо выбросить самого тяжелого из них».
Американская байка
Представьте себе, что Вы – спасатель. На одном из участков вашей территории, в лесистом предгорье вспыхнул лесной пожар необычайной силы. Единственные строения, которые там имеются – 5 изолированных деревянных домов, построенных, как базовый лагерь, где живут добровольцы со всего мира, работающие на Международную Природоохранную Организацию. В каждом домике имеется радиосвязь с вашим спасательным центром. С помощью вертолета Вы с пилотом уже эвакуировали обитателей четырех домов. Задача вас, как спасателей – эвакуировать людей из пятого дома. В вашем распоряжении нет никаких других спасательных средств, кроме маленького вертолета. Пилот сказал Вам, что ваш вертолет может за один раз спасти только одного человека. Каждый полет до безопасного места и обратно занимает около 10 минут и это значит, что огонь уничтожит все дома до того, как вы сможете спасти оставшихся десятерых добровольцев. По вашим прикидкам, вы успеете вывезти 5-6 человек, но пилот сказал, что успеет без риска забрать только 3-4 человека, прежде чем огонь достигнет последнего дома. Добровольцы не могут решать, в каком порядке их будут спасать. Вам приходится принимать трудное решение о том, кого спасать в первую очередь. Единственная информация о добровольцах, которая у вас имеется – это их личные карточки, взятые из досье организации.
Вы знаете, что в последнем доме находятся всего десять человек. Среди них – 17-летняя Мария из богатой испанской семьи; набожный многодетный мусульманин Мамаду из Сенегала; 33-х летняя французская домохозяйка Мари-Франсе, у которой роман с одним из добровольцев (Вольфгангом). Странным образом в отряд попал Ахмед из Алжира – он симпатизирует радикальным исламским фундаменталистам и не ладит с группой. В доме также находится 57-летний американский предприниматель Вильбур; 38-летний отец семерых детей Раджи из Индии; профессор одной из ведущих клиник Лондона Патрик, к злоупотреблению алкоголем. Еще двое волонтеров это – 28-летний немец Вольфганг, придерживающийся праворадикальных взглядов; 25-летняя шведка Ингрид, доктор биологии, заработавшая на блестящее образование съемками в порнографических фильмах. Последний из оставшихся добровольцев – 52-х летний школьный учитель биологии Вилли, который был втянут в скандал из-за странных обвинений в сексуальных домогательствах к юным ученикам.
Итак – кого бы Вы стали спасать в первую очередь? Вам необходимо составить четкий список, чтобы в спасательной операции не было заминок. Как вы поступите?
Этот кейс часто используется на бизнес-семинарах и конференциях, для того, чтобы определить ценности, которые владеют умами участников. У каждого добровольца есть свои заслуги и грехи. У разных людей и светлые, и темные стороны добровольцев вызывают разные чувства. Кто-то легко прощает воображаемым героям их слабости, такие, как, например, связь Мари-Франсе с Вольфгангом. Симпатии же Ахмеда к радикалам редко находят понимание. Так или иначе, участники делают вынужденный выбор – кого спасать в первую очередь. Тем самым они демонстрируют, какие качества ценят или осуждают сильнее всего. Примечательно, что, добившейся успеха своим трудом предприниматель Вильбур, обычно получает больше шансов на спасение у участников из иностранных или международных компаний. Их главный аргумент – ведь Вильбур дает работу тысячам людей! Его надо спасать! У наших российских сотрудников он занимает последние места в списках спасаемых – где-то между потенциальным педофилом и исламским экстремистом. Вот где находится бизнес-лидер в российском неформальном табеле о рангах!
Как мы понимаем лидерство?
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокой эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
А.С.Пушкин
Термину «предприниматель» придавались значения «entrepreneur» (фр.), «business-leader» (руководитель), «innovator» (инноватор), «promoter» (инициатор), «self-employed» (самостоятельный работник), business owner (хозяин), «unternehmer» (нем. предприниматель) и др.
У Адама Смита предприниматель - это собственник и организатор экономического процесса. Предприниматели являются ключевыми фигурами в производстве, а конкуренция между ними ведет к сокращению издержек, снижению цен, внедрению передовых технологий, совершенствованию сервиса. В труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит указывал на фундаментальные свойства человеческой натуры, которые наиболее полно раскрываются в деятельности предпринимателей в условиях конкуренции[1]. Предприниматели, по Смиту являются агентами прогресса социально-экономической системы. Паровая машина Уатта стала прологом промышленной революции.
Английский философ Томас Гоббс увязывал предпринимательство и внимание к нему со стороны государства. «Необходимо поощрять всякого рода промыслы, судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности...»[2]. Гоббс считал, что предпринимательство через труд несет в себе благо для общества. Спустя три с половиной века идеи Гоббса живут и побеждают – некогда «бананово-лимонный» Сингапур расцвел благодаря грамотной налоговой политике. Доход компании (доходы за вычетом расходов) облагается по единой ставке в 17 процентов[3].
«Бананово-лимонный» Сингапур сегодня
Владыка умов Homo Soveticus Карл Маркс, видел в предпринимателе капиталиста, направляющего свой капитал на создание прибавочной стоимости и эксплуатирующего рабочий класс. Маркс отождествлял понятия «капиталист» и «предприниматель». С теорией Маркса можно соглашаться или не соглашаться, но в классовой теории не отводилось места предпринимателю (новатору) как отдельной социальной группе. Признаком отнесения к тому или иному классу у Маркса являлось отношение к средствам производства. Технологическая революция случилась позже.
Американский ученый Фрэнк Найт обратил внимание на риски и неопределенности, которые несет предприниматель. От обычного, «рутинного» риска вполне можно застраховаться, и страховые взносы включить в постоянные издержки, которые перекладываются на потребителей, как и другие издержки производства. Другое дело – ситуация «подлинной неопределенности», в которой вероятности рисков не известны, так как отсутствует прецедент (например, выпуск нового, не имеющего аналогов, продукта на рынок).
Эта неопределенность, не может быть застрахована. Предприниматель не знает заранее цену, по которой будет продан его инновационный продукт, но в то же время обязан заранее расплатиться с поставщиками и работниками. Если реальная выручка окажется больше выплат, предприниматель получит прибыль, если меньше – потерпит убыток. Предпринимателем, по Найту, является человек, берущий на себя бремя полной неопределенности и избавляющий от него своих поставщиков. Для реализации этой функции предпринимателю требуются специфические личные качества, прежде всего интуиция. Сегодня мало кого удивишь спутниковым телевидением. А ведь когда в 1997 году Владимир Гусинский запускал НТВ+, коллеги из бизнес-сообщества воспринимали эту идею, как блажь, чудачество удачливого банкира…
Но только рациональными, экономическими факторами предпринимательство не исчерпывается. Лидерство – многогранный, сложный феномен, имеющий глубокие корни в живой природе.
Лидерство, как потребность
Они могут, потому что они думают, что могут.
Вергилий
Потребность в лидерстве – одна из фундаментальных нужд высокоорганизованных биологических видов. Сложная система лидерства у приматов – наших ближайших родственников – лучшее тому подтверждение. Особи, живущие коллективно, всегда нуждались в вожаке. На чем основана эта потребность? Настоящий лидер обладает влиянием, харизмой, своего рода магией. Движимые влиянием Александра Македонского, воины великого полководца завоевали весь известный в те времена мир. Что еще отличает лидера? Если присмотреться к биологическим видам, то легко определить, что вожак видит чуть дальше, чем остальные. Матерый волк может быть физически слабее, чем его молодые сородичи, но может обладать лучшим чутьем. И вместе с опытом он приобрел еще одно ценное качество – мудрость. Матерый волк видит лося на горизонте. Хватит ли сил у стаи, чтобы догнать добычу? Опыт позволяет вожаку принимать верные решения. Говоря экономическим языком, вожак лучше других просчитывать риски. «Лидерство – это видение» - говорил Питер Дракер.
Как и в природе, в бизнесе лидер – это тот, кто, идет впереди и показывает другим дорогу.
Если обратиться к нашей российской истории, то она богата фигурами ярких лидеров. Некоторые из них - Иоанн Грозный, Петр I - противоречивы, авторитет других, таких, например, как Сергий Радонежский, абсолютен.
Из дореволюционной истории российского бизнеса мы помним, что горнозаводчики Демидовы создали тяжелую промышленность на Урале, Сергей Витте строил железные дороги, Матвей Кузнецов основал Дулевский фарфоровый завод[4], а меценат Дягилев поддерживал русский балет. В двадцатом веке наша страна понесла невиданные потери лидерского потенциала. «Если бы Франция, - по словам Сен-Симона, - вдруг потеряла своих 50 первых ученых, своих 50 первых артистов, своих 50 первых фабрикантов, своих 50 первых агрономов, то нация стала бы телом без души, она была бы обезглавлена». В России количество потерянных лидеров исчисляется не десятками и тысячами. Наша страна была обезглавлена не единожды.
Войны и многочисленные волны эмиграции, которые продолжаются до сих пор, сделали свое дело. Хуже то, что мы уже в который раз наступаем на одни и те же грабли – мы не учимся на своих ошибках, не извлекаем уроков из собственной истории.
Лидеры бизнеса у нас ассоциируются либо со спекулянтами и пройдохами, либо с особами, приближенными ко двору через дачные кооперативы, секции самбо и т.д[5]. Даже их фамилии часто используются, как заменители ненормативной лексики[6]. Конечно, не стоит идеализировать предпринимателей. Вспомним хрестоматийное высказывание Генри Форда: "Я могу объяснить происхождение всех своих миллионов, кроме первого". Но вместо того, чтобы искать соринку в чужом глазу, давайте избавимся от бревна в собственном. Давайте разберемся, чем лидером отличается от управляющего?
Лидер и менеджер – в чем разница?
Лидер – это продавец надежды[7].
Наполеон Бонапарт.
Управляющий обладает формальной властью. Он может, например, повысить подчиненного в должности, или лишить премии[8]. Лидер обладает неформальной властью. Он может убедить других людей, в том числе тех, кто занимает более высокую позицию. Сослуживцы признают за ним выдающиеся качества, верят ему и следуют за ним. Менеджер имеет подчиненных, а лидер – последователей.
Если говорить о реальной личности, то отделить качества лидера и менеджера сложно. Однако различия между этими понятиями важны и существенны. Попробуем разнести на разные края спектра качества и методы, которыми они пользуются.
Итак:
- Менеджер выступает в роли администратора, чиновника. Лидер – инноватор.
- Менеджер ставит задачу сотруднику. Лидер вдохновляет других на решение проблемы.
- Менеджеру необходима цель, спущенная сверху. Или согласованный и утвержденный план действий. Лидер имеет видение. Поэтому у него есть собственные идеи. Часто менеджер реализует идеи лидера.
- Менеджер опирается на систему. Для него важны должностные инструкции, правила и нормы. Лидер видит не систему, а людей, на которых он и полагается.
- Работая с персоналом, менеджер использует рациональную логику. Лидер способен задействовать эмоции людей.
- Менеджер контролирует подчиненных. Лидер доверяет людям и делегирует им решение задач.
- Менеджер в состоянии поддерживать ход отлаженного бизнес-процесса. Лидер способен дать бизнесу новый импульс.
- Менеджер может быть рациональным профессионалом. Лидер – еще и энтузиаст своего дела. Часть кипящей внутри него энергии лидер передает коллегам.
- Менеджер делает дело правильно. Лидер делает правильное дело[9]. То, в которое верит. Иначе говоря, менеджер знает, как взобраться наверх по лестнице. Лидер знает, к какой стене эту лестницу приставить.
- Хорошего менеджера уважают. Лидера любят, ему внимают, его обожают.
Зарубежные эксперты, исследующие неудачную деятельность крупных и средних компаний, называют дефицит лидеров в качестве основной причины провалов. Опасность представляет тенденция, именуемая “overmanaged” и “underlead”, т.е. слишком много менеджмента и слишком мало лидерства. Не прослеживается ли этот уклон в нашей новейшей истории?
Да, для компании важны и лидеры, и менеджеры, но представленные в верных пропорциях. Попробуем представить эффективность и тех, и других наглядно[10] (рис.1).
Рис.1 Матрица эффективности лидера и менеджера
В матрице нет «хороших» или «плохих», «способных» или «бездарных» людей.
Например, скитальцы - люди с низкой эффективностью – могут быть очень талантливыми специалистами. Кадровые агентства знают этот тип людей. Скитальцы умеют произвести впечатление своим профессионализмом. Они часто переходят с места на место и подолгу нигде не задерживаются. Им свойственно винить обстоятельства, хотя часто причина неудач лежит в них самих. Просто управление – не их стезя. Они не воспринимают управление всерьез и считают (часто подсознательно) что менеджмент- это пустое «надувание щек». Вот их философия: «Кто может – делает, кто не может делать – руководит». На самом деле это не так. Управление – иная профессия. Толковый программист знает, как технически реализовать проект. Но если в проекте задействовано много других специалистов, необходимы другие навыки – умение ставить задачу, координировать работу, отладить механизм взаимодействия и контроля. Хороший каменщик не станет толклвым бригадиром, если не умеет работать с людьми.
Трудяги из матрицы эффективности придают огромное значение рациональной части управления: они скрупулезно составляют и регулярно пересматривают плановые задания. Тщательно согласовывают решения со всеми исполнителями. Разрабатывают инструкции и планы мероприятий. Методично контролируют исполнение. Они любят бумаги. Это технические руководители. Они очень нужны компании. О таких людях говорят «они приделывают проекту ноги». Так позиционируют например, наших «технических» министров.
Провидцы способны определить, какому проекту следует «приделывать ноги». Они, как правило, обаятельны, с ними легко и приятно общаться. Они прекрасно чувствуют себя среди коллег и умеют с ними общаться. Правда, они пренебрегают бумагами. Им часто не хватает дисциплины и исполнительности. Они генерируют массу идей, но им не хватает терпения, сил или воли, чтобы эти идеи реализовать. Поэтому на каждого провидца должен быть хотя бы один трудяга. Провидцами был – Егор Гайдар – ученый в кресле премьера и - .
И, наконец, звезды. Люди, обладающими даром бизнес – предвидения и запасом менеджерских навыков, чтобы реализовать свои проекты. Такие, как Стив Джобс – инженер и предприниматель. Их мало. Им часто завидуют, и не только белой завистью. Иногда их боятся. Признание не всегда приходит к ним при жизни. Как, например, к Петру Столыпину – реформатору, которому нужна была великая Россия.
В какой квадрант матрицы Вы поместили бы себя? Есть ли резерв для движения снизу вверх, а в особенности слева направо? Или, формулируя вопрос иначе, давайте задумаемся,
Как стать лидером?
Лидеры - это обычные люди с необычной решимостью.
Томас Эдисон.
Можно ли стать лидером, или им нужно родиться? В прошлом господствовала теория “Great Man”, или «Великий человек». В соответствии с ней, лидером нужно было родиться, а не стать (разве может быть пророком сын плотника!). Эта теория восходит к древней идее престолонаследия – только принц может стать королем. В прошлом веке исследователи предпринимали попытки выявить те свойства или качества, которые позволяют вырастить лидеров из «подходящего материала». В ходе исследований были получены некоторые любопытные результаты[11]. Однако, теория“Great Man” давала сбои, как только начинались масштабные исторические или экономические потрясения, коими так богата наша новейшая история.
Из этих и других событий был сделан вывод, что очень много зависит от ситуации. Определенные события делают из обычных людей выдающихся руководителей. Это привело к теории “Big Bang”, т.е “Громкий треск”: ситуация и человек встречают друг друга, и – бац! –лидер готов! Так, российская либерализация цен 1992 года спровоцировала резкое падение уровня жизни миллионов людей. Многих из них эти события подвигли на открытие своего дела. Некоторым удалось выстроить собственный бизнес.
В настоящее время мнение специалистов можно сформулировать следующим образам: «Лидерство - это применение способностей, которыми обладают многие, но используют только единицы». Итак, лидером не обязательно родиться. Тогда возникает следующий вопрос:
Можно ли научиться лидерству?
Лидерству необходимо учиться.
Джон Кеннеди
Чтобы накачать мышцы, мы идем в тренажерный зал. А что делать для того, чтобы развить в себе лидерские качества? В отличие от объема мышц, компоненты лидерства сложно не только измерить, но и определить. Технические знания, или, рациональный интеллект, не являются обязательными факторами успеха. Красный диплом мехмата МГУ не гарантирует его обладателю благополучия на поприще руководителя. А выпускники менее престижных педагогических вузов часто делают успешную управленческую карьеру. Какими качествами они обладают? Гуманитарии, как правило, обладают более высоким эмоциональным потенциалом. Люди с большей эмоциональной чувствительностью гораздо чаще становятся эффективными лидерами – они лучше понимают явные и неявные мотивы – свои и других людей. Эмоциональный потенциал, как и житейская мудрость, растет вместе с опытом. Работодатели прекрасно знают этот факт и кресло руководителя достается людям, имеющим длительную практику. Поэтому позиции высших руководителей государства ограничены возрастным барьером снизу. Но не обязательно дожидаться седин для того, чтобы занять в компании высокий пост. Залог успеха – высокий эмоциональный потенциал[12], который можно и нужно развивать. Обладать эмоциональным потенциалом означает следующее:
- Понимать собственные мотивы. Особенно - неочевидные, в которых мы не всегда признаемся самим себе. Ключевое качество для развития этой способности – честность. Быть честным с самим с самим собой сложнее, чем с другими людьми. Честность по отношению к себе приходит тогда, когда мы откровенны в отношениях с другими.
- Управлять своими эмоциями. Сильные эмоции – следствие мотивов. Ключевое качество для овладения этой способностью – умение отделять собственные мотивы от своего «Я» и сортировать их. «Да, ко мне пришла мысль сместить своего зама. Это следствие моей зависти – кое-что у него получается лучше, чем у меня! Я, пожалуй, отделю эту мысль от себя. Эта чуждая мне мысль». Очень важно также быстро адаптироваться к широкому спектру эмоций. Этим искусством хорошо владеют агенты спецслужб. Мифологический Джеймс Бонд выглядит на экране столь убедительно, именно потому, что в совершенстве владеет собой.
- Научившись разбираться в себе, легче понять мотивы других людей. В том числе те, что кажутся нам иррациональными. Ведь наш собственный набор мотивов не сильно отличается от набора мотивов подавляющего большинства наших коллег. Как правило, за любыми порывами стоят реальные предпосылки. Просто, они не всегда очевидны. Для того, чтобы понять неочевидное, необходимо научиться внимательно слушать других людей, понимать невербальный язык общения, читать не между строк, но между фраз. Присмотритесь к подросткам. Как часто они взывают к нам: «Пожалуйста, услышь то, что я не говорю!»
- Уметь управлять эмоциями других людей. Ключ к этой способности – предыдущие навыки. Сначала – услышать собеседника. Потом – понять и принять его таким, каков он есть. И только затем - повести за собой. Лидеру важно уметь вдохновлять коллег, выступая публично. Еще великий манипулятор Дейл Карнеги придавал огромное значение этому навыку. Хорошая речь должна быть пропитана глубокой верой оратора в то, что он говорит. Капля эмоций может быть более эффективна, чем тонна фактов.
Если рациональный интеллект стабилизируется в молодости[13], то эмоциональный потенциал может расти всю жизнь! Есть, чем заняться!
«Чтобы просто усилить рост экономики, ведите за собой последователей. Чтобы многократно умножить его - ведите лидеров.»
Это утверждение называют законом роста. Желаем ли мы роста экономики? Хотим ли мы жить достойно в богатой, процветающей стране? Тогда нам нужны лидеры, новаторы, энтузиасты своего дела. На всех уровнях.
[1] Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. 1-2кн. Антология экономической классики. – М., 1993.
[2] Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2т. – Т.2 – М., 1991. С. 180-181
[3] гл. 134 Свода законов Сингапура
[4] Кузнецов сочетал преимущества массового производства фарфора с высоким качеством – он обладал званием «Поставщик Двора его Императорского Величества». Дулевский завод успешно работает и сегодня.
[5] «Если бы меня не пиарили как друга Путина, бизнес был бы похуже». Интервью с Аркадием Роттенбергом, Forbes, июль 2012.
[6] Из предвыборных частушек Кости Борового: «… Где резинка от трусов? Вот она, вот она, на Чубайс намотана!»
[7]«Leaders are dealers in hope» Bonaparte Napoleon
[8] Помните парадоксальное понятие «депремировать»? Вместе с другими атавизмами времен социализма, оно живо и сейчас.
[9] The manager's responsibility is "To Do the Things Right", and the leader's responsibility is "To Do the Right Things"
[10] Идея матрицы принадлежит Манфреду Кэ де Ври, одному из ведущих европейских экспертов в области менеджмента.
[11] Английские психологи проводили интересный эксперимент с четырехлетними детьми. Ребенка помещали в пустую комнату и ставили рядом тарелку с любимым лакомством, например, с конфетой. «Ты можешь съесть эту конфету прямо сейчас – говорил исследователь. – Но если ты подождешь, пока я схожу за второй конфетой, у тебя будет возможность съесть обе». Некоторые дети съедали конфету сразу, как только исследователь уходил. Другие ждали. Они закрывали глаза, опускали голову вниз, пели песни или пытались заснуть. И, потерпев, получали две конфеты вместо одной. Затем ученым оставалось дождаться, пока дети вырастут. Интересные различия между ними наблюдались уже в старших классах средней школы. Те дети, у которых хватало сил на то, чтобы дождаться второй конфеты, вырастали более общительными, уравновешенными, предприимчивыми, уверенными в себе и пользовались уважением у сверстников. Дети, поддавшиеся искушению сразу съесть конфету, становились упрямыми, предпочитали одиночество и легко разочаровывались в жизни.
[12] В зарубежной литературе эмоциональный потенциал обозначают EI (Эмоциональный Интеллект), или, по аналогии с IQ, EQ (Эмоциональный Коэффициент).
[13] Исследователи выяснили, что рациональный интеллект достигает максимума приблизительно к 30 годам. Так, счетные задачки на сообразительность лучше всего решают возрастные группы 25-35 - летних руководителей.